Стаття звертає увагу на різноманітні “пташині” образи у творах Г. Сковороди. Подаючи
своєрідний каталог цих образів, автор статті зосереджується на з’ясуванні їх символічного
й алегоричного наповнення, важливого для дослідження філософських і морально-етичних
побудов Сковороди. У процесі аналізу виокремлено образи-ілюстрації з незмінно позитивним
і переважно негативним для сковородинської концепції “сродної праці” змістом. Окремо
акцентовано амбівалентність деяких “пташиних” персонажів (як-от тетервак) і низку суто
символічних конструкцій (“птиця Вічність”, “голубині крила” й ін.).
The article draws attention to a variety of bird images in the works of Hryhoriy Skovoroda. Giving
a special catalog of these images, the author focuses on clarifying their allegorical and symbolic
content as important point for the study of Skovoroda’s philosophical and ethical considerations. The
images having invariably positive or mainly negative meaning when used for illustrating Skovoroda’s
concept of “natural work” are pointed out. Besides, it is emphasized that some ‘bird’ characters (such
as ‘Tetervak’) and a number of purely symbolic designs (‘bird Eternity’, ‘dove wings’ and others) are
ambivalent.
Статья обращает внимание на разные “птичьи” образы в
произведениях Г. Сковороды. Предоставляя своеобразный
каталог этих образов, автор статьи сосредоточился
на определении их символического и аллегорического
наполнения, важного для исследования философских и
морально-этических построений Сковороды. В процессе
анализа выделены образы-иллюстрации с неизменно
позитивным и в основном негативным для сковородинской
концепции “сродной работы” содержанием. Отдельно
акцентировано амбивалентность некоторых “птичьих”
персонажей (как-то тетерев) и ряд чисто символических
конструкций (“птица Вечность”, “голубиные крылья” и др.)