Реформа децентралізації влади в Україні спрямована на підвищення ефективності місцевого самоврядування, якості життя населення та доступності публічних послуг. Досягнення основних завдань реформи в повному обсязі та в намічені терміни залежить від рівня активізації соціального та трудового потенціалів територіальних громад. Повна реалізація можливостей соціальних ресурсів, перетворення соціального та трудового потенціалів на ресурс розвитку території потребує відповідного інституційного забезпечення. Недосконале правове поле та організаційно-економічні умо¬ви використання соціального ресурсу територіальних громад стримують процеси децентралізації та знижують можливості економічного зростання країни. Метою статті є дослідження інституційного забезпечення розвитку соціального та трудового потенціалів територіальних громад та розробка пропозицій щодо його удосконалення. Під інституційним забезпеченням в роботі розуміється сукупність державних і недержавних інституцій та інститутів, які створюють правові та організаційно-економічні умови для запровадження і розвитку відповідної діяльності. Дослідження правової основи інституційного забезпечення розвитку соціального та трудового потенціалів територіальних громад в Україні дозволило систематизувати нормативно-правові документи за сферами та рівнями регулювання відносин. Зроблено висновок, що суттєвої шкоди процесам децентралізації наносить неприйняття значної кількості правових документів, які сприяють її становленню та розвитку, і довгі роки залишаються законопроектами. Дослідження організаційних умов соціально-економічного розвитку територій в умовах децентралізації влади, забезпечення використання та розвитку соціальних ресурсів територіальної громади дозволило запропонувати форми активізації соціального та трудового потенціалів громади відповідно до повноважень виконавчих органів сільських, селищних, міських рад та повноважень сільських, селищних, міських, обласних рад. В роботі визначено форми та засоби активізації соціального та трудового потенціалів громади відповідно до окремих статей Закону України «Про місцеве самоврядування в Україні».
Реформа децентрализации власти в Украине направлена на повышение эффективности местного самоуправления, качества жизни населения и доступности публичных услуг. Достижение основных задач реформы в полном объеме и в намеченные сроки зависит во многом от уровня активизации социального и трудового потенциалов территориальных громад. Реализация возможностей социальных ресурсов в полном объёме, преобразование социального и трудового потенциалов в ресурс развития территории требует соответствующего институционального обеспечения. Несовершенное правовое поле и организационно-экономические условия использования социального ресурса территориальных громад сдерживают процессы децентрализации и снижают возможности экономического роста страны. Целью статьи является исследование институционального обеспечения развития социального и трудового потенциалов территориальных громад и разработка предложений по его совершенствованию. Под институциональным обеспечением в работе понимается совокупность государственных и негосударственных институций и институтов, создающих правовые и организационно-экономические условия для осуществления и развития соответствующей деятельности. Исследование правовой основы институционального обеспечения развития социального и трудового потенциалов территориальных громад в Украине позволило систематизировать нормативно-правовые документы по сферам и уровням регулирования отношений. Сделан вывод, что непринятие значительного количества правовых документов, которые способствуют становлению и развитию децентрализации, и долгие годы остаются законопроектами, препятствуют реализации реформы. Исследование организационных условий социально-экономического развития территорий в условиях децентрализации власти, обеспечения использования и развития социальных ресурсов территориальной громады позволило предложить формы активизации социального и трудового потенциалов громады в соответствии с полномочиями исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов и полномочий сельских, поселковых, городских, областных советов. В работе определены формы и средства активизации социального и трудового потенциалов громады в соответствии с отдельными статьями Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине».
The reform of the decentralization of power in Ukraine is aimed at improving the efficiency of local self-government, the quality of life of the population and the availability of public services. The achievement of the main objectives of the reform in full and on schedule depends largely on the level of activation of social and labor potentials of the territorial communities. The realization of the potential of social resources in full, the transformation of social and labor potentials into a resource for the development of a territory requires appropriate institutional support. The imperfect legal field and the organizational and economic conditions for the use of the social resource of the territorial communities restrain the processes of decentralization and reduce the possibilities for the economic growth of the country. The purpose of the article is to study the institutional support of the development of social and labor potentials of territorial communities and the development of proposals for its improvement. Institutional provision in work is understood as a combination of state and non-state institutions and institutions that create legal and organizational-economic conditions for the implementation and development of relevant activities. The study of the legal basis of the institutional support of the development of social and labor potentials of territorial communities in Ukraine allowed to systematize the regulatory documents on the areas and levels of regulation of relations. It was concluded that the failure to adopt a significant number of legal documents that contribute to the establishment and development of decentralization, and for many years remain bills, impede the implementation of the reform. The study of the organizational conditions for the socio-economic development of territories under conditions of decentralization of power, ensuring the use and development of social resources of the territorial community allowed us to propose forms of enhancing the social and labor potential of the community in accordance with the powers of the executive bodies of village, town, city councils and powers of village, town, city, regional councils. The forms and means of activating the social and labor potential of the community were identified in the article in accordance with certain points of the Law of Ukraine “On Local Self-Government in Ukraine”.