У статті виокремлено три найпоказовіші для поезії Шевченка види художньої циклізації –
поетична книга, ліричний цикл, поема-цикл, розглянуто принципи їхньої організації.
Простежуються зміни у способі поєднання творів в ансамбль у прижиттєвих виданнях “Кобзаря”
(1840 р., 1860 р.); на прикладі ліричних циклів “Давидові псалми”, “В казематі”, “Молитва”
продемонстрована оригінальність утілення цього жанру у творчості Шевченка; наведено
аргументи на користь доцільності уточнення жанру поеми “Царі” як поеми-циклу.
The paper singles out and analyzes the structure of the three types of cyclization most peculiar of
Taras Shevchenko’s poetry, namely the collection of poetry, the lyrical cycle and the cyclic poem. It
also traces the developments in compiling principles typical of “Kobzar” editions brought forth during
the poet’s life (1840, 1860). Basing on the lyrical cycles “The Psalms of David”, “In the Casemate”
and “Prayer”, the author demonstrates the original usage of this genre in Shevchenko’s oeuvre, and
argues that the poem “The Tsars” should be considered a cyclic poem.
В статье выделены три наиболее показательные для
поэзии Тараса Шевченко виды художественной циклизации –
поэтическая книга, лирический цикл, поэма-цикл, рассмотрены
принципы их организации. Прослеживаются изменения
в способе объединения произведений в ансамбль в
прижизненных изданиях “Кобзаря” (1840 г., 1860 г.); на примере
лирических циклов “Давидові псалми”, “В казематі”, “Молитва”
демонстрируется оригинальность воплощения этого жанра в
творчестве Шевченко, приведены аргументы относительно
целесообразности уточнения жанра поэмы “Цари” как поэмы-
цикла.