Предмет дослідження: державна політика і методологія надання адміністративних послуг шляхом створення Центрів надання адміністративних послуг.
Надана загальна оцінка процесу реалізації реформи місцевого самоврядування та децентралізації державної влади. В Україні відбувається гальмування і викривлення соціально-економічних реформ, вибіркове їх здійснення. Децентралізація влади розтягнута у часі, передача повноважень на міста тільки починається. Широкого впровадження заходів соціально-економічних реформ немає. Державне регулювання економіки не має цілісності, системності, стратегічної виразності, підпорядкованості суспільним інтересам.
Виявлено основні задачі законодавчої і практичної спрямованості відповідно до концепції створення Центрів надання адміністративних послуг, основні позитиви закону України «Про адміністративні послуги», проблеми правового регулювання процесу надання адміністративних послуг, корупційні ризики у цій сфері, напрями фінансових витрат і джерела ресурсів на створення Центрів надання цих послуг у Донецькій області. До складу витрат фінансових, людських і матеріальних ресурсів належать: облаштування (будівництво, ремонт) приміщення, зони очікування, забезпечення робочих місць меблями, комп’ютерною технікою, принтерами, сканерами; новітні інформаційно-комунікативні технології і засоби зв’язку, програмне забезпечення алгоритмізації процедур; інструменти електронного впорядкування черги, підвищення кваліфікації персоналу (спілкування з відвідувачами, користування електронними базами даних, інформаційно-комунікаційними програмами); інформаційне забезпечення діяльності Центрів надання адміністративних послуг; преміювання працівників.
Встановлено, що фінансове та матеріальне забезпечення створення і функціонування Центрів надання адміністративних послуг здійснюється в основному за рахунок Державного бюджету України та відповідних місцевих бюджетів при незначній міжнародній технічній допомозі. Однак опора на державні асигнування спричиняє відсутність стимулів для зниження витрат, нераціональний розподіл ресурсів, слабку реакцію на потреби споживачів адміністративних послуг, меншу відповідність пропозиції попиту.
Обґрунтовано перспективи розвитку сфери адміністративних послуг через прийняття нормативних актів, які забезпечать гнучке регулювання роботи Центрів у частині процедури надання адміністративних послуг та визначення конкретних розмірів їх оплати.
Сфера застосування: державні службовці, посадові особи місцевого самоврядування, депутати місцевих рад; навчальні заклади, що здійснюють підготовку, перепідготовку та підвищення кваліфікації публічних адміністраторів.
Предмет исследования: государственная политика и методология предоставления административных услуг путем создания центров предоставления административных услуг.
Дана общая оценка процесса реализации реформы местного самоуправления и децентрализации государственной власти. В Украине происходит торможение и искривление социально-экономических реформ, избирательное их осуществление. Децентрализация власти растянута во времени, передача полномочий в города (села) только начинается. Широкого внедрения мероприятий социально-экономических реформ нет. Государственное регулирование экономики не имеет целостности, системности, стратегической выразительности, подчиненности общественным интересам.
Выявлены основные задачи законодательной и практической направленности в соответствии с концепцией создания центров предоставления административных услуг, основные позитивы Закона Украины «Об административных услугах»; проблемы правового регулирования процесса предоставления административных услуг, коррупционные риски в этой сфере, направления финансовых затрат и источники ресурсов на создание Центров предоставления этих услуг в Донецкой области. В состав расходов финансовых, человеческих и материальных ресурсов относятся: обустройство (строительство, ремонт) помещения, зоны ожидания; обеспечение рабочих мест мебелью, компьютерной техникой, принтерами, сканерами; новейшие информационно-коммуникативные технологии и средства связи, программное обеспечение алгоритмизации процедур; инструменты электронного упорядочения очереди, повышение квалификации персонала (общение с посетителями, использование электронных баз данных, информационно-коммуникационных программ); информационное обеспечение деятельности центров предоставления административных услуг; премирование работников.
Установлено, что финансовое и материальное обеспечение создания и функционирования центров предоставления административных услуг осуществляется в основном за счет Государственного бюджета Украины и соответствующих местных бюджетов при незначительной международной технической помощи. Однако опора на государственные ассигнования вызывает отсутствие стимулов для снижения издержек, нерациональное распределение ресурсов, слабую реакцию на нужды потребителей административных услуг, меньше соответствия предложения спросу.
Обоснованы перспективы развития сферы административных услуг путем принятия нормативных актов, которые обеспечат гибкое регулирование работы Центров в части процедуры предоставления административных услуг и определения конкретных размеров их оплаты.
Сфера применения: государственные служащие, должностные лица местного самоуправления, депутаты местных советов; учебные заведения, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации публичных администраторов.
Subject of the research: state policy and methodology of administrative services provision through creation of Centres for Administrative Services Provision.
The overall assessment of the implementation of the local self-government reform and decentralization of state powers is provided. In Ukraine socio-economic reforms are being decelerated and distorted, being implemented selectively. Decentralization of powers is happening very slowly, and the authorities transfer to towns and cities is just beginning. Socio-economic reforms are not being implemented widely. The state regulation of the economy lacks integrity, systemacy, strategic expression and subordination to public interests.
Identified are the major legislative and practical tasks in accordance with the concept of creation of Centres for Administrative Services Provision, the main positive aspects of the law of Ukraine “On Administrative Services”, the problems of legal regulation of administrative services provision, the risks of corruption in this area, the directions of financial expenses and sources of resources for creating Centers for Administrative Services Provision in Donetsk region. The costs of financial, human and material resources include the arrangement (construction, repair) of the premises and waiting areas; workplace furnishing and equipping with computers, printers and scanners. They also include the latest information and communication technologies and communication tools, software algorithmic procedures; tools for streamlining electronic queuing, staff training (communication with visitors, use of electronic databases, information and communication programs); informational support of the activity of the Centres for Administrative Services Provision; paying bonus to employees.
It was established that the financial and material support for the creation and operation of the Centers for Administrative Services Provision is mainly carried out at the expense of the State Budget of Ukraine and corresponding local budgets with insignificant foreign technical support. However, reliance on state funding leads to lack of incentives to reduce costs, misallocation of resources, poor response to the needs of consumers of administrative services, inability to balance demand and supply.
Grounded are the prospects for the development of administrative services through the adoption of regulations that will provide flexible regulation of the Centers regarding the procedure for administrative services provision and charging their fixed prices.
Scope of application: public servants, officials of local self-government, deputies of local councils; educational institutions engaged in training, retraining and improving the qualifications of public administrators.