На основе выполненных теоретических, лабораторных и натурных
исследований получено решение важной задачи повышения устойчивости подземных
выработок путем упрочнения приконтурного породного массива. Обоснованы принятые
математические модели и разработана методика аналитических исследований, которая дает
возможность установить определяющие закономерности поведения армированных
грузонесущих породобетонных образований. Установленные основные закономерности и
особенности изменения поля напряжений и деформаций армопородного контура выработки
под влиянием горного давления, позволили разработать методику создания и обоснования
параметров армопородных оболочек. Это подтверждено результатами инструментальных
наблюдения в лабораторных и шахтных условиях. Экономическая эффективность
достигается в первую очередь за счет уменьшения металлоемкости стационарной крепи.
На основі виконаних теоретичних, лабораторних і натурних досліджень
отримано рішення важливої задачі підвищення стійкості підземних виробок шляхом
зміцнення приконтурного породного масиву. Обґрунтовано прийняті математичні моделі та
розроблено методику аналітичних досліджень, які дають можливість встановити
закономірності поведінки армованих вагонесучих порідобетоних утворень. Встановлені
основні закономірності та особливості зміни поля напружень і деформацій армопорідного
контуру виробки під впливом гірського тиску, дозволили розробити методику створення і
обґрунтування параметрів армопорідних оболонок. Це підтверджено результатами
інструментальних спостереження в лабораторних і шахтних умовах. Економічна
ефективність досягається в першу чергу за рахунок зменшення металоємності стаціонарного
кріплення.
On the basis of theoretical, laboratory and field studies, an important problem of improving
the underground tunnel stability was solved by way of strengthening the marginal rock
massif. The adopted mathematical models and methods of analytical studies provide an opportunity
to determine common tendency of behavior of reinforced carrying rock-concrete formations. The
determined main tendencies and specific changes of stress field and deformations of the tunnel reinforced-rock
contour caused by еру rock pressure made possible to develop a methodology for creating
and studying parameters of the rock reinforced casings. Correctness of this approach is confirmed
by results of instrumental observations in laboratory and mine conditions. Economic efficiency
is mainly achieved through the reduced metal content in stationary supports.