Розроблено узагальнений метод розрахункової оцінки зношування та ресурсу зубчастих циліндричних передач з коригуванням зачеплення. Розглянуто передачі з кутовим зміщенням та по висоті. На прикладі силової передачі локомотива ВЛ-10 встановлено вплив обох видів зміщення на довговічність передачі, зношування зубів коліс впродовж 1 h роботи, максимальні контактні тиски та швидкість ковзання. Показано, що за кутового коригування наявний оптимум коефіцієнтів зміщення, за яких ресурс буде максимальний порівняно з некоригованим зачепленням. Для цієї передачі, однак, висотне коригування недоцільне, оскільки призводить до зниження її ресурсу.
Разработан обобщенный метод расчетной оценки износа и ресурса зубчатых цилиндрических передач с корригированным зацеплением. Рассмотрена передача с угловым смещением и по высоте. На примере силовой передачи локомотива ВЛ-10 установлено влияние обоих видов смещения на долговечность передачи, износ зубьев колес на протяжении 1 h работы, максимальные контактные давления и скорость скольжения. Показано, что при угловом корригировании имеется оптимум коэффициентов смещения, при которых ресурс будет максимальным в сравнении с некорригированным зацеплением. Для этой передачи, однако, высотное корригирование будет нецелесообразно, поскольку приводит к снижению ее ресурса.
The generalized method assessment of the wear and life time of cylindrical gears with meshing correction has been presented. Gears with angular and height displacement have been considered. On the example of power gear of locomotive ВЛ-10 the influence of both kinds of displacement on gear life, wear of wheel teeth for 1 h work, the maximal contact pressures and sliding velocity have been established. It is shown, that during angle correction the optimum displacement coefficients is presented under which the life time will be maximum compared to the uncorrected meshing. But for this gear the high-altitude is unsuitable since it leads to lowering the gear life time.