Договорное право, как нормативно-правовой институт, как система возникло в христианской Европе в конце ХІ — ХІІ начале веков, когда церковными канонистами были сформулированы аксиоло-
гические постулаты социальной этики, основанной на вере в «трансцендентное благо» и ставшей ценностным основанием для развития нового договорного права. Базисные принципы этого права опирались на теорию «греха и справедливости», на теорию ответственности перед Богом стороны, нарушившей договорные обязательства. В Новое время процесс всеобщей секуляризации, порожденный отчасти рационализованной теологией Реформации и, собственно, идеологами Просвещения, привел к замене христианских ценностей ценностями гуманизма и создал другую аксиологическую основу для формирования норм, регулирующих социально-государственные отношения. В договорном праве это нашло выражение в абсолютизации принципов свободы воли и автономии сторон.
The contract law as a legal institute and a system came into existence in the Christian Europe in end of
the 11th and the beginning of the 12th centuries when church canonists formulated axiological postulates of
the social ethics based on the belief in «the transcendental good» as a value–basis for the development of a
new contract law. Basic principles of this law relied on the theory of the «sin and justice», on the theory of responsibility
before the God by the party breaching contractual obligations. During the New Time the process of
the general secularization, partly born out the theology of the Reformation and influenced by ideologists of the
Enlightenment, led to the replacement of the Christian values by the values of humanism that formed another
axiological basis for the formation of norms regulating social–state relations. The contract law reflected the said in the absolutization of the principles of the freedom of will and the autonomy of parties.