Стаття присвячена проблемі національної освіти кримських татар на при кінці XIX –
початку XX століть. В роботі дається ознайомча інформація про просвітницький рух народів
ісламського Сходу. Розглядаються просвітницькі погляди одного з послідовників великого реформатора,
засновника джадідізма І. Гаспринського – народного поета-літописця Х. Керема. Вивчення його
біографічних даних і творчої спадщини сприяє формуванню цілісної картини становлення його
життєвих пріоритетів і просвітницьких поглядів.
Статья посвящена проблеме национального образования и просвещения крымских татар в
конце XIX – начале XX веков. В работе дается ознакомительная информация о просветительском
движении народов исламского Востока. Рассматриваются просветительские взгляды одного из
последователей великого реформатора, основоположника джадидизма И. Гаспинского – народного
поэта-летописца Х. Керема. Изучение его биографических данных способствует формированию
целостной картины становления его жизненных приоритетов, принципов и взглядов, исследование его
творческого наследия раскрывает чаяния поэта и тревогу за национальное просвещение.
The article deals with the problem of national education and awareness of the Crimean Tatars in the
late XIX – early XX centuries. In this paper the introduction to the educational movement of the peoples of the
Islamic East. Educational views are considered one of the followers of the great reformer, the founder jadidism
I. Gaspinskogo - the national poet-chronicler H. Kerem. Study of his background and creative heritage
contributes to a holistic picture of the formation of his priorities in life and educational views.