У статті йдеться про роль освітнього закладу в Новгороді-Сіверському. Взаємодія
директора головного училища Івана Халанського та вихідців з України в Петербурзі
допомогли зберегти навчальну установу після адміністративної реформи 1796 р. У
свою чергу Іван Халанський висунув низку проектів щодо підладнання училища під
тогочасні потреби як початкової школи для семінарій чи кадетських корпусів, чи
створення в Новгороді-Сіверському університету. Однак успішність навчального закладу лиише призвела до відкриття у місті гімназії за збереження і училища в 1808 р.
І училище, і гімназія залежали від численних пожертв, однак подробиці і реалізація
тих офір досить суперечливі. Вплив тих закладів на місцеву спільноту і на саме місто
Новгород-Сіверський дуже великий. Удале розташування, віддаленість від основних центрів, хороша бібліотека і вміле керівництво, однак, поєднувалися з браком ресурсів для реалізації масштабних проектів.
В статье идет речь о роли образовательного заведения в Новгороде-Северском. Взаимодействие директора главного училища Ивана Халанского и выходцев из Украины в
Петербурге помогли сохранить учебное учреждение после административной реформы
в 1796 г. В свою очередь Иван Халанский выдвинул ряд проектов относительно преобразования училища под тогдашние потребности как начальной школы для семинарий или
кадетских корпусов или создания в Новгороде-Северском университета. Однако успешность учебного заведения лишь привела к открытию в городе гимназии и сохранению
училища в 1808 г. И училище, и гимназия зависели от многочисленных пожертвований,
однако подробности и реализация тех офир достаточно противоречивы. Влияние тех
заведений на местное сообщество и на сам город Новгород-Северский очень большое.
Удачное расположение, отдаленность от основных центров, хорошая библиотека и умелое руководство, однако, сочетались с нехваткой ресурсов для реализации масштабных проектов.
The article talks about the role of the educational institution in Novhorod-seversky. The
interaction of the Director of the main school of Ivan Khalansky and immigrants from Ukraine
in St. Petersburg have helped save the school after the administrative reform in 1796. Ivan
Khalansky put forward a number of projects concerning the adaption of the College under
the needs as an elementary school for seminaries or Cadet Corps or creation a university in
Novhorod-siversky. However, the success of the school has led to the opening in the gymnasium
for the preservation and the school in 1808, and school, and the school depended on numerous
donations, however, the details and the implementation of those ofìr are quite contradictory.
The impact of those institutions to local community and city Novhorod-siversky is very large.
Good location, distance from major centres, good library and skillful leadership combined
with the lack of resources for the implementation of large-scale projects.