В статье представлены исследования влияния конструктивного усовершенствования карьерного автосамосвала на параметры транспортных коммуникаций и формирование рабочего борта карьера. На основании возможности увеличения силы тяги обоснованы повышенные продольные уклоны автодорог по критерию безопасности. Выполнено исследование зависимости увеличения продольного уклона автомобильных дорог на дополнительный разнос борта карьера. Установлено отношение применяемого продольного уклона дороги к рекомендуемому, которое выражено логарифмической функцией. На примере карьера ПАО "Полтавский ГОК" выполнен анализ наклонных участков существующих продольных уклонов постоянных технологических и временных автомобильных трасс. Рассчитаны рекомендуемые продольные уклоны автомобильных дорог для глубоких горизонтов Полтавского карьера. Выполнено сравнение существующих продольных уклонов постоянных технологических и временных дорог, проектных величин и рекомендуемых.
У статті представлені дослідження впливу конструктивного удосконалення кар'єрного автосамоскиду на параметри транспортних комунікацій і формування робочого борта кар'єру. На підставі можливості збільшення сили тяги обгрунтовані підвищені поздовжні ухили автодоріг за критерієм безпеки. Виконано дослідження залежності збільшення поздовжнього ухилу автомобільних доріг на додатковий рознос борта кар'єру. Встановлено ставлення застосовуваного поздовжнього ухилу дороги до рекомендованого, яке виражене логарифмічною функцією. На прикладі кар'єра ПАТ "Полтавський ГЗК" виконано аналіз похилих ділянок існуючих поздовжніх ухилів постійних технологічних і тимчасових автомобільних трас. Розраховані рекомендовані поздовжні ухили автомобільних доріг для глибоких горизонтів Полтавського кар'єра. Виконано порівняння існуючих поздовжніх ухилів постійних технологічних і тимчасових доріг, проектних величин і рекомендованих.
The paper presents a study of impact of constructive improvement of the mine dump trucks on parameters of the transport communications and formation of a highwall in the open pit. With the help of the improved tractive effort of the trucks it is possible to increase a longitudinal slope of the roads with their ensured safety. Dependence between increasing longitudinal slope of the roads and further separation of the pit walls was studied. A ratio of applied longitudinal slope of the road to the recommended slope was specified by a logarithmic function. Inclined areas of the existing longitudinal slopes in the constant technological and temporary motor roads were analyzed in the "Poltava GOK" open pit. The recommended longitudinal gradients of the roads were calculated for deep horizons of the Poltava open pit. The design and recommended values of the existing longitudinal slopes in the constant technological and temporary roads were compared.