Учитывая, что дзен-буддизм ставит своей целью достижение свободы от всех неестественных помех и условностей, то выработанные им теория и практика противостояния такому воздействию обретают особую актуальность. Вследствие того, что вопрос о возможности использования этого опыта при рассмотрении соотношения сознательного и стихийного еще не получил, насколько нам известно, развернутого ответа, то он обретает статус проблемы. Разрешение этой проблемы предполагает достижение цели, состоящей в установлении достоинств и ограниченности той концепции соотношения сознательного и стихийного, которую можно реконструировать, интерпретируя положения дзен-буддизма, имеющие отношение к данной теме.
Враховуючи, що дзен-буддизм ставить за мету досягнення свободи від всіх неприродних перешкод і умовностей, то вироблені їм теорія і практика протистояння такій дії знаходять особливу актуальність. Унаслідок того, що питання про можливість використання цього досвіду при розгляді співвідношення свідомого і стихійного ще не одержало, наскільки нам відомо, розгорненої відповіді, то він знаходить статус проблеми. Вирішення цієї проблеми припускає досягнення мети, що полягає у встановленні достоїнств і обмеженості тієї концепції співвідношення свідомого і стихійного, яку можна реконструювати, інтерпретуючи положення дзен-буддизму, що мають відношення до даної теми.