Анотація:
Исследованы структура и свойства металла ремонтных швов, выполняемых многопроходной сваркой при исправлении
дефектов в швах газо-нефтепроводных труб. Определены изменения химического состава и ударной вязкости
при отрицательных температурах, а также особенности структурных характеристик металла отдельных проходов
ремонтных швов. Показано, что при ручной дуговой и механизированной сварке под флюсом и в защитных газах
с применением традиционных для производства труб сварочных материалов металл последних проходов ремонтного
шва чрезмерно обогащается теми или иными легирующими элементами (марганцем, кремнием, хромом, молибденом
и др.), присутствующими в таких материалах. Это приводит к формированию неблагоприятной структуры: участков
верхнего бейнита, развитой сетки полигонизационных границ, пограничных выделений углеродистой второй фазы,
что в свою очередь провоцирует образование в швах холодных трещин. С учетом результатов исследований
разработаны требования к химическому составу сварочной проволоки для исправления дефектов в швах труб
многопроходной сваркой, предусматривающие ограничение содержания легирующих элементов. При многопроходной сварке под флюсом предложено также применять алюминатный флюс. Проволока рекомендованного состава
апробирована при исправлении дефектов в швах труб сваркой в защитном газе и обеспечила высокую ударную
вязкость металла ремонтных швов в сочетании с достаточной стойкостью против возникновения трещин. Результаты
исследований могут быть использованы для исправления дефектов в швах при производстве труб, а также многопроходной сварке других металлических конструкций.