Представлена систематизація аналогій донецьких кубків серед пам’яток інгульської катакомбної культури. В статті зібрано детальні відомості про чотирнадцять кубків донецького типу, що походять із Правобережної України
та Криму, а також контекст знахідок. Систематизовані дані дозволяють надійніше синхронізувати пам’ятки донецької та інгульської катакомбних культур, а також порушити питання
про міграції давнього населення.
Ярким примером керамики катакомбных культур, которые существовали на территории севернопричерноморской степи в течении XXV—XXIII вв. до н. э., являются кубки донецкого типа. Донецкие кубки представляют собой округлобокие горшки с высокой прямой или отогнутой наружу шейкой, широкими боками и четко
выделенным поддоном. Корпус кубков чаще всего украшен оттисками тесьмы, которые образуют концентрические круги или фестоны. Хотя большинство донецких кубков были найдены в погребениях донецкой катакомбной культуры Северского Донца, отдельные экземпляры кубков встречаются намного западнее распространения
самой донецкой культуры. Всего известно четырнадцать находок донецких кубков, обнаруженных в погребениях
ингульской катакомбной культуры.
Картографирование находок донецких кубков на территории ингульской катакомбной культуры свидетельствует о присутствии импортной посуды с востока во всех локальных группах ингульской культуры, таких как Молочанский, Северно-Крымский, Орель-Самарский, Южно- и Северноингульский, Криворожский
территориальные массивы. Исключение составляют катакомбные памятники крайней западной периферии
катакомбной ойкумены — междуречья Южного Буга и Днестра. Кроме этого, результаты картографирования
указывают на концентрацию донецких кубков в районе Криворожского рудного бассейна, чьи медные залежи
эксплуатируются металлургами еще со второй половины IV тыс. до н. э. Вероятно, появление донецких кубков на
Правобережной Украине стоит связывать с переселением донецких металлургов, которые искали новые источники сырья.
География распространения погребений донецкой культуры, а также донецких кубков среди ингульских погребений позволяет реконструировать два маршрута миграции донецкий племен на Правобережную Украину.
Одна часть население могла прийти с юга, с территории Северо-Западного Приазовья. Другая часть, вероятно,
пришла с севера, с территории левобережной лесостепи.
Таким образом, многочисленные находки донецких кубков в погребениях ингульской катакомбной культуры
свидетельствуют о длительной инфильтрации носителей донецкой катакомбной культуры с территории бассейна
Северского Донца на Правобережную Украину в течении XXV—XXIII вв. до н. э.
The prominent pottery type of the Catacomb cultures of the northern Pontic steppe in 2500—2300 BC are the beakers of the
Donetsk type. Donetsk beakers can be described as globular vessels with straight neck and articulated foot. Beaker’s body is
often decorated with impressions of braid that form circles or a garland. Though the majority of Donetsk beakers originate
from the burials of Donetsk Catacomb culture of the Seversky Donets basin, several beakers were found to the west from the
Donetsk culture area. Currently, 14 Donetsk beakers coming from the Inhul Catacomb culture are known.
Mapping of the Donetsk beakers found in the burials of the Inhul Catacomb culture indicates the distribution of the
Eastern vessels among all local groups of the Inhul culture such as Molochansk, the North-Crimea, the Oril-Samara, the
Southern and Northern Inhul and Kryvyi Rih territorial areas. As an exception can be named the Dniester-Southern Bug
group. The latter is often described in historiography as an inclusion from outer influences during the second half of the 3rd
millennia and the study of beakers is supported by such a conclusion. Mapping also reveals the concentration of Donetsk
beakers near Kryvyi Rih copper ore basin, which had been exploited since the second half of the 4th millennia BC. It may
be assumed that the appearance of Donetsk beakers represents the migration of Donetsk culture’s metallurgists who were
searching for the new sources of raw materials.
The distribution of the Donetsk Catacomb culture burials, as well as Donetsk beakers, allows reconstructing two routs
of migration of the Donetsk people. Some of them could have come from the South, the North-Eastern Azov region.
Others could have come from the North, the territory of the Left-bank Ukraine Forest-Steppe. Distribution areas of the
Donetsk and Inhul cultures collide on the line Poltava-Lozova which is attested by the materials of Storozhove, Ternivka
and Petrivka burial mound.
Thus, numerous examples of Donetsk beakers found inside the burials of the Inhul Catacomb culture indicate a longrunning migration of the Donetsk people from the Sevesky Donets basin to the Ukrainian Right-bank steppe during the
period from 2500 to 2300 BC.