Анотація:
В статье оспаривается правомерность учета в качестве единого эталона раннеславянской посуды — «плечистого» горшка, как формы, обязательной для всего ареала рассматриваемых памятников. Отдельно выхваченный признак — ребристость или биконичность — не может служить основой этнокультурных отношений, поскольку в эпоху переселения народов в середине и третьей четверти I тысячелетия н. э. в Восточной Европе происходили сложные процессы скрещивания, ассимиляции, взаимодействия разноэтничных культур.
Тем не менее некоторые исследователи (И. П. Русанова, В. В. Седов), исходя из отсутствия такого признака, как «плечистость» сосудов, отрицают славянскую принадлежность раннесредневековых памятников Левобережья Днепра типа Колочин — Акатово. При этом ими игнорируется наличие общих черт с бесспорно славянской керамикой памятников типа Корчак. Между тем отсутствие сходства колочинско-акатовской посуды с материалами достоверно балтийских памятников I тысячелетия н. э. Литвы и Латвии является серьезным доводом против упомянутых этнокультурных концепций.
Если же подтвердится предположение о более ранней дате колочинско-акатовских материалов по сравнению с корчакскими древностями (В. Н. Даниленко, Л. Д. Поболь, П. Н. Третьяков), то немногие имеющиеся в керамике отличия, в том числе от «плечистых» горшков типа Корчак, найдут объяснение в эволюционном развитии.
Другая названная особенность — биконичность сосудов, признанная характерной для раннесредневековых поселений Центральной Украины типа Пеньковки (VI— VII вв. н. э.), не может быть понята без учета ее широкого распространения в предшествующий Черняховский период II—V вв. н. э.